Святки – время проведения молодежного народного досуга и развлечения. Предлагаем на Святки сценарий тематической игровой программы с элементами театрализованного обрядового действа, синтез посиделок и дискотеки. Это поможет, раскрыв суть народной игры «Бараба», объединить молодежь в пары, и возникнуть новым знакомствам на Святки.
Проводится 18 января – в последний день Святок
Действующие лица сценария на Святки:
Диджей, он же затем Хозяин,
Девки (5 человек), Митяй гармонист — молодежный фольклорный ансамбль
Фойе оформлено для современных танцев, только по стенам стоят лавки. Звучит музыкальная подборка песен на зимнюю тему или про Святки (если есть), она сопровождается световым эффектом. Диджей проводит дискотеку около 30—40 мин., профессионально рассказывая молодежи о зимних развлечениях и отдыхе. Попутно сообщает о проведении розыгрыша призов, для участия в котором необходимо быть активным и отзывчивым, а в течение вечера носить ленты: парням — синие на поясе, а девчатам — красные на голове. Он раздает тем и другим по 20 лент.
Проведение святочного сценария:
Подготавливая публику к народной игре «Бараба», диджей в стиле рэп исполняет текст:
Раз в январский вечерок
Лез мороз под шубу,
Девки дружною толпой
Собрались на «Барабу».
Вихоревка веселится,
Танцы, песни тут и там.
Слышны шутки, прибаутки,
Кто-то ходит по домам.
Пахнет пышками и хлебом,
Угощенье ждет гостей,
А девчонок — кавалеры
И гаданье всех мастей!
Это что за чудеса?
Потемнели небеса…
Звезд совсем уже не видно,
Это черти, очевидно!
Слышал я, в канун Крещенья
Бывают чертовы гоненья.
Черти бегают, чудят,
Гадать девушкам велят.
Меня суженая ждет,
Я прикинусь наперед.
(Надевает русскую мужскую рубаху.)
Святок вечер наступил,
Веселимся что есть сил!
Музыка плавно переходит в гуслярный инструментальный наигрыш.
Включается приглушенный свет, и одновременно фойе преображается в горницу. Сверху на свою кабинку диджей набрасывает лоскутное покрывало, а на него ставит блюдо со свежевыпеченными пирожками. Из-под лавки кто-либо из организаторов выбрасывает три кружка крючковой вязки из разноцветных полосок ткани.
Диджей (он же теперь Хозяин, меняет молодежный, ритмичный стиль общения на народную, распевную речь).
Здесь сегодня особая встреча,
Понаехали гости из близка и далеча.
Посиделки знатны будут,
Век нас в крае не забудут.
Да… Таков славянский люд,
Коли праздник тут как тут!
Музыка стихает, по сценарию из соседнего помещения, приближаясь, звучит плясовая песня «Ой, вы Святки», исполняемая молодежным фольклорным ансамблем.
1. Ой, вы Свят{э)ки, вы Свят(э)ки,
Вы святые(я) вечера.
Припевка после каждого куплета: Ой, ди-ди-ди-ди, ой, ладо моё!
2. Как и все, мои подружень(и)ки На игрища пошли.
3. У меня, у молодой, Да и свекор-то грозен.
4. Не пускает молоду Да на игрища ходить.
5. Й-фать на улицу ходить, Карагоды там водить.
Хозяин (на фоне песни). Ишь как резвятся, морозу не боятся. Да и то …Время Святок подошло. А ну-ка тише, народ! Вроде уже кто-то идет.
Выходит фольклорный ансамбль, заканчивая исполнение песни гуканьем: У-У-У!
1-я Девка. Стоит домик на краю,
Дом не беден, не богат,
Полна горница девчат.
Парни вид свой подают.
Здесь вина не продают,
Звук гремит и дом трясется.
Хором. Душа радуется!
Хозяин. Вот и девицы-ягодиночки,
А нарядные, как картиночки!
2-я Девка. Здравствуйте! С Новым годом, со всем родом. Чтоб здоровы были и много лет жили!
1-я Девка. От гостей гостям поклон. (Участники ансамбля кланяются.)
А хозяину-то — два! (Кланяются.)
Хозяин. Пожалуйста, проходите, свое место находите. Давно вас ждем!
Кто девчата побойчее, вам и место половчее (Указывает на правую лавку для 1-й и 2-й Девок).
Кто помладше — ту на «крест», место явно для невест! (Для 3-й Девки место в углу.)
3-я Девка. Ой, спасибо, захочу — и жениха здесь отхвачу!
Хозяин. Ну, а вы у нас постарше, так для вас и место краше. (Указывает на левую лавку для 4-и и 5-й Девок.)
4-я Девка. Эх, пойду пораскачаю во поле рябинушку,
Я еще позавлекаю нонешнюю зимушку!
1-я Девка. Ну вот, расселись по местам,
Как синички по кустам…
5-я Девка (указывая на 3-ю Девку). Гляньте-ка, Катька наша глазами стреляет туда-сюда, туда-сюда!
Хозяин (Катерине). Походи, погуляй, краса-девица,
Поищи да выбери добра молодца.
Себе молодца, который нравится,
Который нравится, да из компаньицы!
Гармонистом Митяй наигрывает вступление, под которое 3-я Девка поет.
3-я Девка. Я хожу и не тужу, что одна пойду гулять, Я по совести себе парня буду выбирать!
Ансамбль исполняет песню «По-за городу гуляет», обыгрывая сюжет действиями.
По-за городу гуляет (2 раза)
Царевна-королевна. (2 раза)
Царевича выбирает (2 раза)
Царевна-королевна. (2 раза)
Стань здесь, подопрись, (2 раза)
Царевна-королевна. (2 раза)
Царевичу поклонись, (2 раза)
Царевна-королевна. (2 раза)
По окончании песни парня выводят на центр зала.
2-я Девка. Ой ли, да это же никак сам Яшенька!
4-я Девка. Да что же мы стоим? Давайте в хоровод всех пригласим!
Участники организовывают хоровод и исполняют игровую песню «Яшенька», также обыгрывая сюжет действиями.
1. Сидел наш Яшенька
На золотом стуле.
Ладу, ладу, ладу,
На золотом стуле.
2. На золотом стуле
В ореховом кусте.
Ладу, ладу, ладу,
В ореховом кусте.
3. Щелкал наш Яшенька Калёны орешки.
(В каждом куплете повторяются «Ладу, ладу, ладу» и вторая строка куплета.)
4. Калёны, калёны Девушкам дарёны.
5. Девушкам дарёны Бабам посулены.
6. Соскочил Яшенька На резвые ножки.
7. Гляди-ка, Яшенька, Гляди по народу.
8. Бери-ка, Яшенька, Кого тебе надо.
9. Сади-ка, Яшенька, Себе на колени.
10. Целуй-ка, Яшенька, Сколь тебе угодно.
1-я Девка. Эта парочка баска! Целоваться два разка! 2-я Девка. Твоя милка как цветок! Целоваться раз пяток!
Все рассаживаются по местам.
4-я Девка. Да… Было времечко, целовали нас в темечко, а теперь в уста, да и то ради Христа.
5-я Девка. Теперь можно и посидеть рядком да поговорить ладком.
Хозяин, Льётся русский говорок, словно звонкий ручеек. Русское словцо веками в землю поросло. Несмекалистых здесь нет? Дайте мне сейчас ответ!
Моя загадка — ваш ответ, угадаете аль нет?
Шёл я по тюх-тюхтю,
Встретил валюх-тюхтю.
Кабы не махтюх-тюхтя,
Съел бы меня валюх-тюхтя. (Лес, медведь, топор.)
За правильный ответ полагается приз (пирожок). Следующие загадки загадываются поочередно и индивидуально, то парню, то девушке. Если ответа не последовало, то загадывающий дает задание, а если задание не выполняется, необходимо ответить поцелуем.
3-я Девка. Два-ста бодаста, четыре-ста ходаста, Один махтырь, два ухтырь. (Корова.)
Митька. Висит, висит висюкин, Под ним стоит хрю-хрюкин. Висюкин упадет —
Хрю-хрюкин уберет. (Свинья и желуди.)
4-я Девка. Выйду я на гой, гой и ударю в гой, гой, Разбужу царя в Москве, короля в Литве, Старца в келье, дитя в колыбели Попа в терему… Что такое, сама не пойму. (Колокол.)
Звучит церковный колокольный перезвон, сначала громко, а затем фоном, тихо.
Хозяин. Да вот же он, колокол звонкий, не заставил себя долго ждать.
1-я Девка, Наверно, он извещает нас о том, что кончаются святые вечера, иссякает время у нечистой силы. Вот в канун Крещения она сердится и буйствует.
2-я Девка. Вот Катерина приглянула парня, а нам, подругам, как быть, коли не полюбил никто?
3-я Девка. А с вами, подруженьки, мы будем гадать, на что рука покажет, тому быть, не миновать!
Освещение сведено до минимума, артисты создают атмосферу таинственности.
Гадание для всех проводится следующим образом: на блюдо ставятся стопки, в которых положено зерно (сытость), монета (бедность), водка (пьянство), денежная купюра (богатство), дверной ключ (новоселье), сахар (сладкая жизнь, заманчивые предложения) перец (страдания, горькая жизнь), кусочек ленты или тесьмы (путешествие), кольцо (брак), пуговица (прибавление в семействе), перышко (неожиданное известие), носовой платочек (слезы, расставание), щепка (хорошее здоровье), корочка хлеба (испытания, материальные трудности), бубенчик (радость, большое веселье), боб или фасоль (семейное взаимопонимание, любовь родственников), цветок (процветание и успех у противоположного пола), вода (покой, душевное равновесие). Всего их 18, что соответствует календарному числу 18 января, когда заканчиваются Святки. Блюдо накрывается рушником. Девка подходит к каждому желающему узнать свою судьбу на будущий год. После исполнения ансамблем обрядовой подблюдной попевки необходимо сверху рушника указать на выбранную стопку. И так далее, предварительно меняя местоположение стопок.
Текст подблюдной попевки:
Кому вынется, тому сбудется. Слава!
Скоро сбудется, неминуется. Слава!
Свят вечер, свят! (речитативом).
5-я Девка. А еще интереснее узнать, какими красавцами могут женихи оказаться! Хозяин, у тебя случаем веселенькие, смешные поленья нигде не завалялись?
Хозяин выносит связку дров, различных по виду: толстое, тонкое, сучковатое, корявое, трухлявое, сырое, гладкое и т.д. Желающие с завязанными глазами вытаскивают полено, а остальные комментируют гадание. Например:
Ну, какое полено досталось? Гладкое? Значит, муж (жена) у тебя будет ласковым. Сучковатое с трещинкой — муж старый, сердитый ворчун. А сучков-то много? Зато богатый.
4-я Девка. Вот все гадаешь, гадаешь… и не угадаешь, где найдешь, а где потеряешь.
1-я Девка. И то правда: знать бы, где упасть, так соломки бы подстелили. На деле надо молодежь проверить!
Хозяин. Скромность — это хорошо!
Даже замечательно!
Но и показать себя нужно обязательно!
Чтобы люди посмотрели да полюбовалися —
Как вы здесь, на этом месте
Смело представлялися!
На фоне тихого народного наигрыша проводится игра — упражнение для парней «Калечина-малечина». Необходимо палку длиной 70—100 см и толщиной 2—3 см удержать в вертикальном положении на ладони вытянутой руки. Поддерживать нельзя: надо передвигаться с палкой и приговаривать:
Калечина-малечина,
Сколько часов до вечера, до зимнего?
Раз, два, три и т.д.
Выигрывает тот, кто дольше продержит палку. Поощрение пирожками производит хозяин.
Хозяин. Ай да русская потеха! Сколько шума, сколько смеха! Озорство здесь и гаданье, И любовные свиданья. Сейчас «Барабу» проведем, Как в старину, девчат найдем.
Далее хозяин объясняет правила игры «Бараба».
Все присутствующие девушки усаживаются на лавки и замирают. Каждый парень по очереди с завязанными глазами на ощупь выискивает ту девушку, которая ему приглянулась. Он должен проводить девушку до дома, даже если обознался. Задача же окружающих — проконтролировать, чтобы правила выполнялись. Таким образом образуются пары, для которых проводится танцевальный конкурс. Хозяин выбрасывает на центр танцевальной площадки три кружка диаметром 50 см, которыми была оформлена горница.
Хозяин. Расступись, честной народ! Пары просятся в полет. У нас для вас особенный запас, Кружильный, яркий перепляс!
Звучит кадриль, пары танцуют на кружках 1—2 мин. Далее музыка прерывается, кружки необходимо отслоить на меньший размер (30 см) и снова на них танцевать 1—2мин. Последний кружок должен быть около 20 см. Каждый кружок состоит из трех кружков разного диаметра (50 – 30 — 20 см), объединенных в один путем наложения один на другой с помощью швейной липкой ленты, пришитой но центру. Благодаря этому кружки можно с легкостью отслоить и уменьшить в размере.
3-я Девка (подбадривает в перерыве). На Руси танцоры есть — Их у нас немеряно! Раз танцуют люди здесь, Знать, не все потеряно!
Побеждает самая стойкая пара, которая во время исполнения танца не отступила с кружка. Последней паре можно для смеха предложить надеть валенки, а в награду пара получает два бесплатных билета в кинотеатр. Остальные участники поощряются пирожками.
Гармонист Митяй подхватывает и продолжает перепляс наигрышем.
3-я Девка (поет частушку). Эх, топни нога,
Топни, правенькая!
Я плясать сейчас пойду,
Хоть и маленькая!
1-я Девка. Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
Как гармошка заиграла,
Я не удержалася!
2-я Девка. У меня на сарафане
Расписные петухи.
Не сама я косолапа —
Косолапы женихи!
4-я Девка. У меня всегда на щечках
Рыжие веснушки.
Один глаз Петру моргает,
А другой — Кирюшке!
5-я Девка. Пела я и буду петь,
Буду веселиться.
Ой, не надо так смотреть —
Можете влюбиться!
Девки (хором). Мы вам пели очень звонко,
Вы похлопайте нам громко,
А не то обидимся —
Больше не увидимся!
Затем Хозяин объявляет о розыгрыше синих и красных лент. На лентах заранее, неброско написаны числа от 1до 20. Два обладателя лент под номером 18 (дата дня) получают призы: кувшинчик для святой воды — девушке, и махровое полотенце — парню. Вручение призов сопровождается следующим текстом.
Крещенье завтра наступает,
Мы все пойдем на Иордань,
И звезды засияют в небе.
Традициям же отдавая дань,
В реке будет свята вода,
И наши помыслы чисты.
Ты без поклона не достанешь
И капельки живой воды.
Окунешься с головой —
Трижды станешь молодой!
Остальные участники розыгрыша получают пирожки
.
4-я Девка. Святый вечер наступил, Веселимся что есть сил! 5-я Девка. На проруби увидимся, К духовности приблизимся!
Фольклорный ансамбль уходит с весельем и смехом. Свет гаснет, Хозяин преображается в диджея и продолжает дискотеку в первоначальном варианте.
Пояснительная информация к словам и терминам.
Святки — игры в честь бога Световида или св. Витга, распространенные у восточных славян в эпоху язычества, В христианстве — период торжества от Рождества Христова (7 по 19 января по новому стилю) до Крещения. Святки происходят от глагола «святить» и находятся в тесной связи с воспоминанием о рождении Спасителя мира.
Бараба — это понятие, вероятнее всего, означает «выбор» или «поиск». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля имеется слово барабить, означающее «разрывать, копаться в чем-то, перебирать руками, а также хватать, брать, присваивать». Нести барабору — говорить чепуху, вздор, бестолочь. Известно также, что бараба производилась и во время кадрильного танца, чередуясь между фигурами. Девушка могла отказать парню в совместной проходке по кругу или прокрутке в паре и произвести выбор партнёра на ходу по своему желанию.
«Яшенька» — поцелуйная игра. Яшка — имя, производное от слова «яга». Яшей в славянских песнях называли ящура, многоглавого змея, владетеля подземного царства и хранителя несметных кладов. Парень, который играет роль Яши или Ящера, сидит в центре хороводного круга и выбирает себе жертву, а поцелуи является символом власти над девушкой или невестой.
Лада — богиня любви, красоты и очарования. Мать прекрасного божественного семейства. Ее дети: Лель — сын любви, воспламеняюший любовный жар, Полель — божок супружества, благословляющий людей на полный терний семейный путь, Дид или Дитя, Дито — покровитель благополучных родов и разрешитель неплодных женщин, Дед — хранитель всего семейного рода и особенно детей.
Автор сценария на Святки – О.Низовцева, г. Вихоревка, Иркутская область
Источник – «Сценарии и репертуар»