Ильин день, сценарий театрализованного представления

ilin den Разные

Как известно из Библии, родился Илия примерно в IX веке до Рождества Христова. Мальчиком он отличался редким благочестием и в самом юном возрасте удалился в пустыню, где и жил в строгом посте и молитве.

День памяти одного из самых почитаемых пророков — Илии 2 августа — православный праздник Ильин день.

В сознании русского народа образ непримиримого борца с идолопоклонством Илии тесно связан с образом языческого бога Перуна. Многие черты Перуна перешли к Илье-пророку, сделав его одним из самых уважаемых и почитаемых православных святых.

Простым людям он представлялся надежным защитником и строгим, но справедливым судьей, который в образе могучего грозного старца с развевающейся белой бородой разъезжает по небу на огненной колеснице и поражает молниями встречающуюся на пути нечисть.

Илье молились о дожде, об изгнании бесов и даровании хорошего урожая. С его именем связано бессчетное количество легенд, примет и поверий. Трудно найти другого святого, образ которого так сильно повлиял на повседневную жизнь народа. ,

Действующие лица сценария праздника на Ильин день:

Хозяйка, Хозяин, Девушки (5), Парни (3)

Горница, лавки, святой угол. Всё убрано в народном стиле. В горницу входят Девушки, расстилают солому, поют.

1-я Девушка. Илья лето кончает.

2-я Девушка. Илья-пророк — косьбе срок.

3-я Девушка. До Ильина дня в сене — пуд мёду, после Ильина дня — пуд навозу.

4-я Девушка. Сенокос надобно кончать до Ильина дня.

5-я Девушка. Когда на Ильин день бывает гроза, говорят: Илья поехал копёнки считать.

1-я Девушка. Первый сноп — первый осенний праздник.

2-я Девушка. А я слышала, новая новина на Ильин день — это спать на ильинской соломе.

3-я Девушка. Ильинская соломка — деревенская перинка.

Девки шили ковёр,
Вышивали.
Вышивали ковёр,
Вышивали.
Вышивали ковёр,
Говорили,
Говорили девки.
Говорили.
Говорили соловейку
Молодому,
Молодому соловейку,
Молодому.
Ты не вей-ка гнезда
При долине.
При долине гнезда,
При долине.
При широкой
При дороге.
При дороге не вей,
При дороге.
Ты свей-ка гнездо
При беседе.
При беседе совей,
При беседе.
При которой девицы
Сидели,
Сидели девицы, сидели.
При которой молодицы
Играли.
Играли молодицы,
Играли.

4-я Девушка. Мне бабушка рассказывала, Илья-пророк ездит на конях по небу. От быстрого бега конь теряет подкову. Та падает в воду, и вода холодеет.

5-я Девушка. Говорят, что от удара стрел Ильи появляются святые родники.

1-я Девушка. Под ними крестьяне ставили колодцы и в Ильин день совершали возле них молебны, чтоб защитить посевы от засухи или затопления.

2-я Девушка. Воде таких колодцев приписывались чудесные свойства.

3-я Девушка. А что, девушки, не пославить ли нам Илью?

4-я Девушка. Бабушка Акулина из деревни Мужиково Новосильского уезда пела песни, а молодые женщины водили хоровод.

Девушки встают в хоровод и поют песню «У нас было на сырой земле».

У нас было на сырой земле —
Претворилися такие чудеса:
Растворилися седьмые небеса,
Сокатилися златые колеса.
Золотые, ещё огненные.
Уж на той колеснице огненной
Над пророками пророк, сударь гремит.
Наш батюшка покатывает,
Утверждает он святой божий закон.
Под ним белой, храбрый конь.
Хорошо его конь убран.
Золотыми подковами подкован.
Уж и этот конь не прост:
У добра коня жемчужный хвост,
А гривушка позолоченная,
Крупным жемчугом унизанная,
В очах его камень-маргарит,
В уста его огонь-пламень горит.

5-я Девушка. Девчата, после 2 августа запрещено купаться. Вода делается холодной, оттого что бросает в неё Илья кусочек льда.

1-я Девушка. Говорят также, что лось обмакивает в воду рога, а медведь опускает туда лапы.

2-я Девушка. А ещё святой Илья зажинает ниву.

3-я Девушка. В наших краях к этому дню на столе должен появиться хлеб нового урожая.

4-я Девушка. А у моей бабушки в деревне Мужиково новый хлеб относили в церковь, полагая, что без благословения священника новину есть нельзя.

5-я Девушка. Да, девушки, всё так. У мужика та обновка на Ильин день, что новинкой, то есть новым хлебом сыт.

ilin den

В горницу входит Хозяйка с хлебом в руках.
Хозяйка (кланяется). Мир вам!
Девушки (кланяются в ответ). С миром принимаем!

Хозяйка. Слышу я, много вы чего знаете. Да, на Илью примет не счесть. Раз уж вы про новый хлеб-то знаете, давайте помолимся и благословим хлеб к трапезе.

Хозяйка ставит хлеб на стол. Все подходят к иконам, молятся.

Хозяйка. Вы про соломку-то ильинскую как говорили?
3-я Девушка. Деревенская постелька.

Девушки собирают солому и цветы с пола, подходят к образам и молятся.

1-я Девушка. Я нашла зверобой! Чтоб спалось сладко.

2-я Девушка. У меня душица, чтоб женихи снились.

4-я Девушка. А вот трава Богородицы! От всякого зла.

5-я Девушка. Ромашка! Можно погадать.

Хозяйка. Давайте новую постель набивать.

Все набивают постель и поют:
Жали, жали, пожали
Три пряди нажали.
Первая прядь на еду,
Вторая прядь на семена,
Третья прядь — на запас.
Ох, и слава богу,
Что жито пожали,
Что жито пожали
И в копны поклали
На гумне стогами
И в клети закромами,
А в печи — пирогами.

Хозяйка. Ну вот, славная получилась постелька.

1-я Девушка. А ещё на Илью защипывают горох, накрывают горшком капусту, чтобы была бела. Если на Илью сильный дождь, быть, неурожаю на орехи и много другой беды.

Хозяйка. А на Илью знаете, что ещё бывает?

Девушки. Расскажи, расскажи!

Хозяйка. Завивание бороды. Ну-ка, парни, выходите да покажите нам свою удаль.

Хозяйка машет рукой. Выходят Парни со снопами, кланяются.

Парни. Мир вам!

Девушки. С миром принимаем!

Парни становятся рядком и связывают снопы у основания красивыми лентами («завивают бороду»). Девушки поют:
Уж мы вьём, вьём бороду
У Гаврилы на поле,
У Васильевича да на широком,
Обрядовая культура моего села
У Васильевича да на широком,
На нивы великой.
На полосы широкой
Да на горы высокой.
На земли чернопахатной.
На земли на пахатной.
Уж мы вьём, вьём бороду
У Авдотьи на поле,
Завиваем бороду
У Степановны
На нивы великой.
На полосы широкой.
Уж мы вьём, вьём бороду
У Васильевича.

Парни. Илье-пророку на бородку.

1-й Парень. Первый закрут оставляли под кустом.

2-й Парень. Дотрагиваться до него нельзя.

3-й Парень. Считалось, кто дотронется до закрута, того скорчит.

1-й Парень. У куста этого жницы обращались к Илье-пророку с просьбой вернуть силу и здоровье, потраченные в поле.

2-й Парень. А мы просили у Ильи силу на новый и большой урожай.

Парни по очереди кувыркаются. Девушки, прихлопывая, поют.

Хозяйка. Ай да ребятки, ай да девушки. Не пропадут, зная приметы, будут хорошими хозяевами.

ilin den

Чинно приосанясь, выходит Хозяин.

Хозяин. Самым заметным событием на Ильин день была братчина — коллективная трапеза жителей соседних сёл вскладчину.

Хозяйка. Ну, так что стоять? Отец, приглашай гостей за стол.

Все рассаживаются за столом.

Хозяин. Угощайтесь, гости дорогие, отведайте вкус нового урожая, хлебушка, кваса, яблок.

1-я Девушка. Дедушка, правда, что Ильин день был важен и для бортников, пчеловодов?
Хозяин. Конечно. К Ильину дню заканчивается роение пчёл. В это время совершался первый подрез сот, перегонка пчёл, чистка ульев.

2-я Девушка. Пчёлка — божья работница. Её работа богу на свечку.

3-я Девушка. Давайте поблагодарим Илью.

Все встают из-за стола, поют:
Сжали ниву до конца.
До победного венца.
Конец нивушке, конец.
Будем заплетать венец.
Зашумел навстречу лес.
Зазвенел навстречу дрозд.
С поля жнеюшки идут.
Золоты снопы несут. .

Все кланяются. Уходят.

Автор – Л.Петешова

Добавить комментарий