Сценарий конкурса А ну-ка, парни предназначен для средней школы (5-6 классы) и может быть приурочен ко Дню Защитника Отечества.
Ведущие: Добрыня и Марьюшка.
Гаснет свет, открывается занавес.
Добрыня. А и сильны могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю Русскую!
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь — не шатается!
И века простоит — не шелохнется!
Песня «Русь моя ненаглядная» из к/ф «Финист — Ясный сокол» или другая, подходящая по сценарию. Кадры проецируются на большой экран.
Русский танец исполняет хореографический ансамбль. На сцену выходят Добрыня и Марьюшка.
Марьюшка. Хорошо, когда мирно на белом свете. Вот только неспокойно мне: а вдруг богатыри переведутся? Что тогда с землей нашей русской будет?
Добрыня. Не волнуйся, милая. Посмотри вокруг. Вот оно — будущее Руси.
Марьюшка (всматривается в зал). Добрый день, добры молодцы да красны девицы. Добрыня, но ведь это же ребятки малые. Что они могут?
Добрыня. Многое. Они точно знают, откуда черпают русские воины свою великую силу. От нас — богатырей былинных. Издавна русский народ воспевает подвиги храбрых силачей, справедливых защитников, мудрых воинов.
Марьюшка. Да, действительно, любит русский народ богатырей, славит и чествует, складывает песни об их подвигах — о том, как берегут и защищают они родную Русь.
Добрыня. Сказания о богатырях исполнялись во время княжеских пиров, народных собраний былинниками-сказителями. А в воинских походах их пели княжеские дружинники хором. Вот мы и узнаем сейчас, Марьюшка, знают ли науку ратную богатырскую современные удальцы, есть ли у нас последователи.
Плащ не по росту.
Шлем и латы — откуда их взять?
И руке не привычно, не просто
Боевую сжимать рукоять.
Пусть не очень-то складно выходит,
И кому-нибудь даже смешно.
Ну да ладно.
Раз уж выпало время и место.
То, чего там, мальчишки, вперед!
Музыка меняется.
Марьюшка. На богатырской заставе силой, смекалкой и удалью померяются:
Богатыри 5-а класса — дружина «Муромцы»,
Богатыри 5-б класса — дружина «Гардарика»,
Богатыри 6-а класса — дружина «Добры молодцы»,
Богатыри 6-б класса— Морская дружина.
Добрыня. Не подведите, орлы! И помните: сегодня ваше боевое снаряжение — меткое слово, острый ум, зоркий глаз и обезоруживающая вежливость.
Марьюшка. Проверим всю дружину на сплоченность.
Проверяется поддержка болельщиков.
Добрыня. Непростое сегодня сражение. Нужно нам определить лучшую дружину. А помогут нам в этом старейшины (представляет жюри).
Марьюшка. Думаю, пришло время познакомиться. Ведь у каждой дружины есть свои символы — щит, девиз. А может, и песня имеется. Итак, познакомимся с богатырями четырёх классов.
Визитная карточка в форме конкурса «Друг за друга стой — выиграешь бой».
Марьюшка. Добрыня, а почему боевым оружием молодцов ты определил меткое слово, острый ум, зоркий глаз и обезоруживающую вежливость? Ведь главное оружие богатыря — это меч, булава!
Добрыня. А разве в одном оружии сила? Вот пословица есть монгольская: «Безоружная рука храбреца копье труса обломает». А на Кавказе смеются: «Кинжал, обнаженный глупцом, опаснее кинжала мудреца».
Марьюшка. А и действительно! Вот мой батюшка поговаривал: «Пулей в одного прицелишься, а метким словом — в тысячу попадешь».
Добрыня. Во все времена острый ум, находчивость и сообразительность помогали оттачивать богатырскую хитрость и справляться с противником. Итак, проверим эти качества у добрых молодцев. Я буду задавать вопросы, а вы навострите ушки и слушайте внима-тельно.
Конкурс «Смекалка на войне помогает вдвойне».
Для дружина «Муромцы»
• Какой богатырь является самым любимым у русского народа? Его даже причислили к сонму российских святых. (Илья Муромец. Когда мы празднуем 1 января. Новый год — это день рождения Ильи Ивановича, великого защитника земли Русской.)
• Каким было житье Ильи Муромца до 30 лет? («А не имел Илья во ногах хожденьица, а во руках не имел Илья владеньища».)
• Кто и как помог Илье обрести богатырскую силу? (Странники — «калики перехожие» — велели выпить ему «чару полнешеньку».)
• С кем впоследствии сражался Илья? (С Соловьем-разбойником, с Идолищем поганым, с «собакой царем Калином».)
Для дружины «Гардарика»
• Что обычно служило дорожным знаком для богатыря? (Камень с надписью.)
• Какую новую надпись на этом камне сделал Илья? (О том, что все три дорожки «прочищены».)
• Чей это портрет? «Едет богатырь выше леса стоячего, головой упирается под облако ходячее». (Святогор.) Почему так звали этого богатыря? (Он жил на Святых горах.)
• Что былина рассказывает о силе Святогора-богатыря? (От мощных ударов Ильи Муромца Святогор да же не сразу проснулся. Проснувшись заявил: «Ох, как больно русски мухи кусаются!» — а потом, заметив Илью, взял да положил его в карман вместе «с лошадью да богатырской».)
Для дружины «Добры молодцы»
• Кому передал Святогор свой меч-кладенец? (Илье Муромцу.)
• А кто из богатырей не только воевал, но и землю пахал, да о себе говорил: «Меня любит мать-сыра земля»? (Микула Селянинович.)
• Почему Святогор не мог поднять с земли сумку Микулы? (Сумочка бьша с «тягой земной».)
• Как былина говорит о силе Микулы Селяниновича? (Соху, оставленную пахарем в земле, не могла из земли выдернуть вся дружина Вольги, а сам Микула брал соху одной рукой да бросал за ракитов куст.)
Для Морской дружины
• У одного из богатырей была дочка. Выросла она смелой и удалой. Однажды спасла она своего мужа от княжеского гнева. Как ее звали и как она смогла перехитрить князя? (Василиса Микулична, дочь Микулы Селяниновича. Ее муж, Ставр Годинович, на княжеском пиру похвастал своей молодой женой и был «засажен в погреба глубокие». Узнав об этом, Василиса Микулична переоделась мужчиной и явилась ко двору Владимира, требуя дани и «любимыя дочери» князя себе в жены. Выдержав несколько богатырских испытаний и выручив Ставра, Василиса вернула себе женский облик и пристыдила князя.)
• Кто из богатырей сам ковал себе оружие? (Илья Муромец.)
• Какой матушкин подарок помог Добрыне победить Змея и освободить Забаву Путятичну? (Плеточка шелковая.)
• Алеша Попович был не только силен, но и хитер. Как он победил Тугарина Змеевича? (Заставил его оглянуться, подскочил и голову ему срубил.)
Добрыня. Гляжу я на вас, молодцы, и радуюсь. Все как на подбор: сильные, а до чего умны! Только нескольких богатырей мы припомнили, а ведь их более пятидесяти.
Марьюшка. Да, уж, есть за что похвалить. Отвечаете как по писаному, ни один слабины не дал. А ведь были и женские образы в былинах. Кроме Василисы Микуличны да Забавы Путятичны дошли до нас такие имена, как Авдотья Рязаночка, Маринка Кайдаловна, Марья — белая лебедь, жена Добрыни богатырша Настасья Микулична и другие. Все они и словом и делом помогали богатырям. Вот и наши красны девицы своей верой помогают воеводам и их дружинам.
Так продолжим же состязание. В каждой былине мы видим, что богатырь зачастую одерживает победу благодаря смекалке.
Добрыня. И правда, смекалка на войне помогает вдвойне.
Марьюшка. Вот посмотрите на волшебные картинки.
Командам выдаются картинки.
Конкурс «Смекалка на войне помогает вдвойне-2».
Марьюшка. Итак, это шифровка. Самая настоящая, т.к. нельзя сразу догадаться, что здесь написано. Вам нужно:
• собрать из кусочков целое письмо,
• расшифровать написанный текст,
• найти по тексту местонахождение секретного оружия.
Ребята под музыку пытаются расшифровать послание, ведущие подбадривают и команды, и болельщиков. Наконец волшебная булава (из поролона) найдена.
Добрыня. Ай да молодцы! Нашли-таки настоящее боевое оружие богатыря.
Марьюшка. Первыми справились добрые молодцы из дружины… Молодцы!
Отдохните, ребятки, сил наберитесь. (Команды уходят со сцены.)
Под гармошку выходят Старушки-веселушки.
Добрыня. Здравствуйте, а это что за виденье такое?
Марьюшка. Это Старушки-веселушки, вчера к нам на заставу пожаловали, воинство наше веселят, пляшут и поют.
Песня Старушек-веселушек.
1-я. Нас народ своим уменьем…
2-я. Да весельем наградил.
3-я. Для поднятья настроенья нас на помощь снарядил.
Припев (вместе): Нам года — не беда, Коль душа молода! Нам года — не беда, Коль душа молода!
1-я. С детства крови не боюсь я.
Все вам раны залечу.
А уж если засмеюсь я,
Всех вокруг захохочу.
Припев (вместе).
2-я. Обладаю острым глазом,
Всех врагов вам разгляжу.
3-я. Ну, а я как свистну —
Сразу войско наземь уложу.
Припев (вместе).
Вместе. Можем мы палить из пушки,
Шить, стирать, варить обед.
Ну какие ж мы старушки?
На троих нам двести лет.
Припев (вместе).
Добрыня. Чувствую прилив богатырской силы. Так и хочется броситься в рукопашную схватку.
Марьюшка. Не горячись, Добрыня. Давай лучше войско наше на силушку проверим (приглашает команды выйти на сцену). Вот булавы богатырские. Итак, ребята, приготовьтесь. Сейчас вы — одно большое войско. Мы проверим боевой дух ваш, сплоченность и готовность к бою.
Да, правильно гласит русская пословица: «воюют не числом, а умением».
Добрыня. Как только я крикну: «Братья, за оружие. Враг у стен наших», мы вам бросим булавы. А вы передаете дальше, до самого последнего воина, а затем — обратно нам. Готовы? Братья, за оружие. Враг у стен наших!
Быстрая мелодия. Проверка войска на сплоченность.
Марьюшка. Это была разминка, а сейчас настоящее испытание для воевод. Воеводы, на заставу!
Добрыня. Да, ведь в жизни богатыря все пригодится — и сила, и ловкость, и смекалка, и фантазия.
Марьюшка. Итак, мы отправляемся в исторический лабиринт. Остановились в поле три всадника. Замерли под ними разгорячённые кони, как будто опасность в степи почуяли. Богатыри повернули головы, зорко вглядываются: уж не воры ли там вдали? О какой картине идет речь и кто ее художник? (Отвечает кто-то из Воевод. Демонстрация картины В. Васнецова «Богатыри».)
Добрыня. Что же это за богатыри запечатлены на картине? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)
Марьюшка. Кому из богатырей вы доверили бы свою охрану? Обоснуйте ответ. (Каждый Воевода отвечает.)
Добрыня. Знаем мы уже, что больше всего любили люди, да и теперь уважают богатыря Илью Муромца.
Марьюшка. На его долю выпало много испытаний. Какое было первое? (Победа над Соловьем-разбойни-ком у речки Смородины.)
Добрыня. Какое оружие вы видите у богатырей? (Копье, булава, щит, меч.)
Марьюшка. А вот и следующая картина. Как она называется? (М. Врубель «Богатырь».)
Как вы думаете, чем отличается этот богатырь от богатырей с картины Васнецова?
Добрыня. Правильно, на картине «мужичина-деревенщина, может сражаться палицей в 90 пудов, выпить чару вина в полтора ведра» — так повествуется в былине.
Марьюшка. Ехал богатырь по своим богатырским делам. Заехал в широкое поле. Над полем — недоброе красное небо. В небе кружат черные птицы. Среди поля стоит старый камень … О какой картине идет речь? Как она называется и кто ее автор? (В. Васнецов «Витязь на распутье».)
Добрыня. Какие устрашающие детали вы видите на картине? (Череп, кости, птицы.)
Марьюшка. Что написано на камне?
«Налево ехати — богату быти.
Направо ехати — женату быти.
Как прямо ехати — живу не бывати.
Нет пути ни прохожему.
Ни проезжему, ни пролетному».
Добрыня. Как вы считаете, чем закончится это путешествие, победой или поражение? Цвет коня подскажет вам. (Белый цвет коня – к Победе.)
Марьюшка. Молодцы, думаю, что старейшины по достоинству оценят ваш ум и находчивость.
Добрыня. Славные богатыри. Ловкие, да еще и сообразительные. Горжусь вами. И в награду дарю артистов самых лучших — наш ансамбль.
Концертный номер. После него — грозная музыка, затемнение. На экране — Змей Горыныч.
Змей. И что здесь происходит? Что за шум? Вы теперь все у меня в руках. Захочу — огнем спалю, захочу — в полон живьём возьму, унесу вас в горы Сорочинские, во глубокие норы во змеиные!
Добрыня. Не бывать этому! Воеводы, битва предстоит нам тяжелая, но если мы вспомним науку богатырскую, то одолеем врага ненасытного. Выходи на честный бой. Змей Горыныч!
Змей. На бой? Что-то нет охоты у меня силой мериться. Вот вам задание (из-за кулис падает свиток) А я пока полетаю над Русью.
Марьюшка. Воеводы, на заставу, да помощников не забудьте. Оставил нам Змей Горыныч задание. Решил умом с нами помериться. За дело пора браться, спасать Русь-матушку нужно. Вот вам, воеводы, копья самописные. Я вопросы прочту, а вы записывайте их на досочках.
Ребятам задают вопросы, ответы они должны написать своим копьем. Затем сравнивается правильность ответов.
• «Вот возьму я вас в полон» — а что это значит? (В плен.)
• Что такое «шелом»? (Шлем.)
• Чем вы прикроете себя от ударов? (Щитом.)
• Что за панцирь носят на себе богатыри? (Кольчугу.)
• С какого оружия начинаются все поединки богатырские? (Копье, пика.)
Марьюшка. Ответили мы на все вопросы твои, Змей Горыныч.
Змей. Что ж, проверим. Полон — это плен. (Все ответы проецируются на экран.)
Марьюшка проверяет правильность всех ответов. Торжественная музыка.
Марьюшка. Ура, победа за нами!
Змей. Вы не бейте, не казните меня, отпустите живого, невредимого. Не стану я на Русь летать, разорять села с приселками, во полон людей не стану брать. (Улетает.)
Марьюшка. Не стоило отпускать его, обмануть может.
Добрыня. С такими воеводами, с такой дружиной не страшен нам никакой ворог.
Заканчивается наш конкурс «А ну-ка парни», посвященный Дню Защитника Отечества. И хочется мне сказать:
«Идите и скажите во всех краях, что Русь жива! Пусть приезжают к нам с миром. Но кто с мечом придет, от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет Русская земля».
Марьюшка. А старейшин просим пройти на обсуждение результатов.
Жюри уходит из зала.
Марьюшка. Пока старейшины совещаются, мы без дела сидеть не будем. Вы знаете кто такие скоморохи? (Странствующие артисты в Древней Руси.) К нам на заставу прибыли артисты.
(Все уходят со сцены, где начинают выступать школьные коллективы)
Добрыня. Суть да дело. А старейшины готовы дать ответ, какая дружина станет лучшей на сегодняшнем турнире.
Марьюшка. Приглашаю дружины на заставу.
На сцену выходят команды четырёх классов. Всем вручают дипломы за участие и билеты в кино.
Добрыня. Все красавцы удалые. А победу одержала дружина…, воевода…
Награждение.
Добрыня. Говорили мы про дела старые, Что про старые, про бывалые. Чтобы море синее успокоилось. Чтобы добрые люди послушали. Чтобы молодцы призадумались. Что века не меркнет слава русская! Что лучше того дела нету. Чем родную землю от врагов защищать.
Марьюшка. Мира вам и добра в ваши дома! Удачи и счастья. До новых встреч на богатырской заставе.
Сценарий конкурса А ну-ка, парни написан по мотивам сценария Е.Kpюкoвoй