Познавательно-игровой сценарий по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». Может проводиться как литературный вечер в школе.
Действующие лица:
Учитель, 1-й Ученик, 2-й Ученик, Павел Петрович Базаров
Участники и зрители предварительно внимательно читают роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Ученики являются участниками и в то лее время капитанами первой и второй команд зрителей. Количество зрителей в командах и украшение сцены — по усмотрению участников. В удобном месте сцены висит экран.
Недалеко от сцены в зале за столом находится жюри. На столе стоят и лежат предметы: одеколон, трость с набалдашником, небольшая красная роза, веер, голубая косынка, банка какао, часы, томик стихов Пушкина (они далее используются в сценарии)
На сцену выходят Учитель и Ученики.
Учитель. Всем друзьям хорошей книги вместе скажем…
Учитель и Ученики (вместе). Добрый день!
Учитель (обращается к зрителям). Я учитель. Рядом со мной мои ученики. Они не только участники выступления, но и капитаны команд зрителей, которые находятся в зрительном зале.
1-й Ученик. Слева (показывает рукой) первая команда.
2-й Ученик. Справа (показывает рукой) вторая команда.
1-й Ученик. Команды участвуют в литературном конкурсе, находясь на своих местах, и лишь некоторые мальчики и девочки из этих команд выступят на сцене…
2-й Ученик. Чтобы выполнить различные творческие задания.
Учитель. Оценивать их выступление будет жюри. (Представляет членов жюри.)
1-й Ученик. Позади команд находятся болельщики. Они аплодисментами поддержат выступления своих команд и их капитанов.
2-й Ученик. Мы подготовили для вас интересную познавательно-игровую программу.
Учитель. И вы вместе с нами из двадцать первого века попадёте в век…
Ученики (вместе). Девятнадцатый!
Учитель. Верно! Итак, Иван Сергеевич Тургенев. Роман «Отцы и дети». Вот мы с вами и сделали вступление к нашему выступлению.
1-й ученик (Учителю). Но зрителям непонятно, почему мы обращаемся к этому писателю…
2-й Ученик. И к этому произведению.
Учитель. Потому что роман не утратил своего значения и в наше время.
1-й Ученик. Мы встретимся с героями романа…
2-й Ученик. Проведём литературное состязание между командами зрителей.
1-й Ученик. А начнём выступление…
2-й Ученик. С викторины. Это интересно, нужно и полезно.
Учитель. Польза в чём? Ответ простой,
1-й Ученик. А точнее — вот какой:
2-й Ученик. Смотрим, слушаем, играем…
Ученики (вместе). Много знаний получаем!
Учитель. Верно. Значит, так. Мы задаём вопросы, зрители из команд отвечают. (Обращается к зрителям.) Кто раньше поднимет руку, тот первым и ответит. Если вы не ответите, отвечать будем мы. Согласны?
Команды зрителей. Согласны!
Учитель. А мои помощники согласны?
Ученики (вместе). Согласны!
Учитель. Вот и хорошо. Начинаем нашу викторину.
Викторина по содержанию романа. Если оба ответа зрителей неправильные, отвечает тот участник, который задал вопрос. В случае необходимости Учитель и Ученики могут воспользоваться правильными ответами, которые даны в скобках. Жюри начинает свою работу.
1-й Ученик. Каков замысел романа «Отцы и дети»? (И. С. Тургенев: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса».)
2-й Ученик. «Преобразования необходимы». Кто так подумал и почему? (Аркадий, печально глядя на «места, по которым они проезжали».)
Учитель. «…Есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери с здоровым ребенком на руках?» О какой матери идёт речь? Это говорит автор или герой романа?» (О Фенечке. Говорит автор.)
1-й Ученик. Кого из героев романа «во всей губернии красным величают» и почему? (Николая Петровича Кирсанова, потому что он «крестьян устроил, ферму завёл».)
2-й Ученик. В споре с Павлом Петровичем Кирсановым Базаров спокойно заявил, что он и его сторонники всё отрицают. Что значит отрицать? (Павел Петрович Базарову: «Вы всё отрицаете, или, выражаясь точнее, вы всё разрушаете».)
Учитель. Кто «по-своему, был аристократ не хуже Павла Петровича?» (Слуга Прокофьич.)
1-й Ученик. «Уединение», «Молчание», «Размышление», «Меланхолия», «Стыдливость» и «Чувствительность». Какая связь между этими понятиями? (Это названия статуй, которые Одинцов хотел поставить у себя в саду.)
2-й Ученик. «…Они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами…». Какой герой романа говорит это и о ком? (Николай Петрович Кирсанов о своём сыне и о нигилистах.)
1-й Ученик. «Всякий человек сам себя воспитать должен». Кто из героев романа сказал эти слова? (Евгений Базаров.)
Учитель. «Всякий человек сам себя воспитать должен». Именно такое задание было дано каждой команде зрителей для конкурса ораторов. Давайте послушаем эти выступления. От каждой команды выступает один оратор.
На сцену выходят ораторы. Выступления готовятся заранее. Учитывается яркость речи ораторов, умение отражать прошлое и наше время. После выступления ораторы покидают сцену и занимают свои места в зрительном зале.
Учитель. Конкурс ораторов закончился. (Обращается к Ученикам.) А теперь вы должны показать свои знания текста. Ведь вы не только мои помощники, но и капитаны своих команд. На вас надеются и ждут от вас ярких выступлений. Готовы ли вы к такому выступлению?
Ученики (вместе). Готовы!
Учитель. Отлично! Начинаем конкурс капитанов! Рядом со сценой на столе находятся восемь предметов, которые имеют отношение к героям романа «Отцы и дети». Вам необходимо выбрать по четыре предмета и объяснить, кому принадлежит каждый из них. Подойдите к столу и приступайте к выполнению задания.
Ниже дан правильный ответ — подсказка Учителю и членам жюри, если капитаны не смогут угадать принадлежность предметов. После выполнения этого задания капитаны поднимаются на сцену.
Одеколон — Павлу Петровичу;
трость — Павлу Петровичу;
красная роза — Фенечке, она отдала её Базарову;
веер — Одинцовой;
голубая косынка — Фенечке;
банка какао — Павлу Петровичу;
часы — камердинеру Петру;
томик стихов Пушкина — Николаю Петровичу.
Учитель (Ученикам — капитанам команд). Следующее задание называется «Продолжи афоризм».
Это задание сообщается капитанам заранее. Но какие именно афоризмы придётся продолжить, капитаны знать не должны. Начало афоризмов появляется на экране, окончание говорят капитаны. Учитель может взять и другие афоризмы. В скобках — окончание афоризма.
• «Надо бы так устроить жизнь… (чтобы каждое мгновение в ней было значительно)».
• «Кто злится на свою боль… (тот непременно её победит)».
• «Я ничьих мнений не разделяю… (я имею свои)».
• «Важно то, что дважды два четыре… (а остальное всё пустяки)».
• «Нравственные болезни происходят… (от дурного воспитания)».
• «А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? (Пускай же лучше оно зависит от меня)».
На экране появляются девять букв ПЕПВКБИСТ.
Учитель Конкурс капитанов продолжается. Вы видите на экране девять букв. Они читаются как слово «пепвкбист». Капитанам необходимо разгадать тайну этих девяти букв или этого странного слова, которого нет ни в одном словаре и даже в Интернете.
Но вам, я думаю, по силам разгадать тайну девяти букв. Можете приступать к выполнению задания.
Капитаны, не покидая сцены, работают над тайной девяти букв.
Учитель. Пока капитаны разгадывают тайну девяти букв, командам зрителей предстоит угадать другую тайну, а именно тайну «пустого существа» из предложения: «Ах, как я люблю это пустое существо»! (Предложение появляется на экране.) Кто, о ком и почему так говорит?
Команды разгадывают тайну «пустого существа». Подсказка Учителю: так сказал в полубреду больной Павел Петрович о Фенечке, потому что она напоминала ему княгиню Р., которую он любил.
Учитель. А теперь капитаны раскроют нам тайну девяти букв.
Подсказка Учителю и членам жюри: в этих буквах зашифрованы девять слов: Павел Петрович Кирсанов, Евгений Васильевич Базаров, Иван Сергеевич Тургенев.
Учитель. Конкурс капитанов закончился, тайна девяти букв раскрыта, а конкурс команд зрителей продолжается.
1-й Ученик. Сейчас два чтеца из разных команд сойдутся в творческом поединке: они покажут своё умение читать наизусть художественную прозу.
Учитель. По памяти чтение — это учение…
2-й Ученик. И вдохновение, и увлечение!
Учитель. К нему приложить надо много старания!
1-й Ученик. А там, где старания, будут и знания!
Учитель. Мы дали чтецам вот такое задание…
2-й Ученик. Первый чтец прочитает наизусть отрывок из 3-й главы: «Места, по которым они проезжали»… и до конца абзаца.
1-й Ученик. Второй чтец прочитает отрывок из 26-й главы: «Эх, друг любезный»… и до конца абзаца.
Учитель вправе подобрать другие отрывки. Чтецы готовятся к этому конкурсу дома. Они выходят на сцену, читают отрывки наизусть, затем покидают сцену и занимают свои места в зрительном зале.
Учитель. Конкурс чтецов закончился, а команды зрителей продолжают творческое соревнование. Послушайте музыку.
Звучит соната-фантазия Моцарта.
1-й Ученик. Какое отношение эта музыка имеет к нашему выступлению?
Если зрители не ответили или дали неправильный ответ, отвечает 2-й Ученик: Тургенев любил музыку Моцарта. Это любимый композитор и Кати, одной из героинь романа.
Учитель. А теперь мы предлагаем командам зрителей игру в «Четвёртое лишнее».
Нужно назвать это лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.
На экране появляются слова, кроме тех, что в скобках. Это «лишние» слова. Если команды затрудняются назвать «четвёртое лишнее», слово называет Учитель.
• Фенечка, Одинцова, Кукшина, княжна Мери. (Княжна Мери.)
• Аркадий Кирсанов, Алексей Кирсанов, Павел Кирсанов, Николай Кирсанов. (Алексей Кирсанов.)
• Аристократизм, материализм, капитализм, нигилизм. (Капитализм.)
• Роман, романс, поэма, рассказ. (Романс.)
1-й Ученик. Игра в «Четвертое лишнее» закончилась. Но впереди ещё более интересное выступление команд зрителей.
2-й Ученик. Каждая команда получила домашнее задание: подготовить инсценировку «Спор Павла Петровича с Евгением Базаровым».
Учитель. Роль Павла Петровича исполняет представитель первой команды зрителей, роль Евгения Базарова — представитель второй команды.
1-й Ученик. А ведь к нам сюда кто-то идёт.
2-й Ученик. Кажется, Павел Петрович Кирсанов.
На сцену выходит Павел Петрович.
Павел Петрович (обращается к участникам). Добрый день, господа. Вы не видели здесь господина Базарова?
Учитель. Пока нет, ждём с минуты на минуту.
Павел Петрович. И я жду. Уж очень этот господин мне не нравится, хочется поставить его на место, показать ему, кто есть кто.
1-й Ученик. То есть вы хотите сойтись с ним в словесном поединке?
Павел Петрович. Ну, что-то вроде этого.
2-й Ученик. И рассчитываете на победу?
Павел Петрович. Разумеется.
Выходит Базаров. Он говорит всем: «Добрый день», ему отвечают все, кроме Павла Петровича, который лишь слегка кивает головой.
Учитель. Я думаю вам есть о чём поговорить, и мы пока оставим вас наедине. (Участники уходят.)
Павел Петрович. Мне хотелось бы поговорить с вами, если вы не против.
Базаров. Я к вашим услугам, Павел Петрович.
Павел Петрович. Вы собственно физикой занимаетесь?
Базаров. Физикой, да; вообще естественными науками.
Павел Петрович. Говорят, германцы в последнее время сильно успели по этой части.
Базаров. Да, немцы в этом наши учители.
Павел Петрович. Вы столь высокого мнения о немцах?
Базаров. Тамошние ученые — дельный народ.
Павел Петрович. Так, так. Ну, а об русских ученых вы, вероятно, не имеете столь лестного понятия?
Базаров. Пожалуй, что так.
Павел Петрович. Что касается до меня, я немцев не жалую. Еще прежние туда-сюда; ну, там Шиллер, что ли. Гетте… А теперь пошли все какие-то химики да материалисты…
Базаров. Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.
Павел Петрович. Вот как? Вы, стало быть, искусства не признаете?
Базаров (презрительно). Искусство наживать деньги, или нет более геморроя!
Павел Петрович. Вот как вы изволите шутить. Это вы всё, стало быть, отвергаете? Значит, вы верите в одну науку?
Базаров. Я ни во что не верю.
Павел Петрович. Но нелестно отзываетесь об аристократах. Я этого мнения не разделяю. Я живу в деревне, в глуши, но я уважаю в себе человека.
Базаров. Позвольте, Павел Петрович, вы бы не ува-жали себя и то же бы делали.
Павел Петрович. Это совершенно другой вопрос. Аристократизм — принсип, а без принсипов жить могут одни безнравственные или пустые люди.
Базаров. Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы — сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны.
Павел Петрович. Что же ему нужно, по-вашему? Логика истории требует…
Базаров. Да на что нам эта логика? Мы и без нее обходимся.
Павел Петрович. Как так?
Базаров. Да так же. Вы не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны.
Павел Петрович (взмахнув руками). Я вас не понимаю. В силу чего же ВЫ действуете?
Базаров. Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем.
Павел Петрович. Всё?
Базаров. Всё.
Павел Петрович. Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…
Базаров. Всё.
Павел Петрович. Нет, нет! Я не хочу верить, что вы знаете русский народ, он не может жить без веры…
Базаров. Я не стану против этого спорить, я даже готов согласиться, что в этом вы правы.
Павел Петрович. А если я прав…
Базаров. И все-таки это ничего не доказывает.
Павел Петрович. Как ничего не доказывает? Стало быть, вы идете против своего народа?
Базаров. А хоть бы и так? Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с ним?
Павел Петрович. Нет, вы не русский после всего, что вы сейчас сказали!
Базаров. Мой дед землю пахал. Бы порицаете моё направление, а ведь оно вызвано народным духом.
Павел Петрович. Так вот как! Вы наши избавители и герои. Мне сказывали, что в Риме наши художники Рафаэля считают чуть не дураком.
Базаров. По-моему, Рафаэль гроша медного не стоит.
Павел Петрович. Браво! браво! Прежде молодым людям приходилось учиться. А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! — и дело в шляпе. Прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.
Базаров. Вот и изменило вам хваленое чувство собственного достоинства. Спор наш зашел слишком далеко… Кажется, лучше его прекратить. (Уходит.)
Павел Петрович (зрителям). Вот, вот вам нынешняя молодежь! Вот они — наши наследники!
Выходят Учитель и Ученики.
Учитель. Павел Петрович, вы чем-то расстроены?
Павел Петрович. Да вот господин Базаров испортил мне настроение.
Учитель. Он, наверное, в споре не согласился с вашими доводами.
Павел Петрович. Хуже того. Он опроверг их и тем самым унизил меня. Я вынужден буду покинуть вас, а то мне стало как-то не по себе. (Уходит.)
1-й Ученик. Видно, Базаров в этом споре был более убедителен.
2-й Ученик. И деликатен, что прекратил этот спор.
Учитель. Возможно, возможно. (Зрителям.) Вы посмотрели инсценировку фрагментов спора Павла Петровича и Евгения Базарова. Насколько удачно исполнители сумели создать образы своих героев? Командам зрителей мы предлагаем высказать своё мнение об этом.
1-й Ученик. А болельщики могут поддержать их и заработать дополнительные очки для своей команды.
2-й Ученик. Итак, мы слушаем ваши рассуждения.
Зрители из состава команд и их болельщики высказывают мнение на поставленный вопрос. Жюри учитывает и оценивает их ответы.
Учитель. Вы посмотрели и приняли участие в нашей литературной постановке. Надеемся, нужной и полезной. А теперь слово предоставим нашему уважаемому жюри.
Жюри подводит итоги состязания команд зрителей и поощряет их, благодарит и поощряет Учителя и Учеников. Под аплодисменты зрителей участники покидают сцену.
Написал Сценарий литературной игры В.Дpягин